В СЕРДЦЕ ИСТОЧНИКИ ЖИЗНИ И СМЕРТИ

01.07.2014 14:37

 

Статьи архимандрита Рафаила (Карелина) на сайте «Православие.ру»

Огромная тень тоски легла на человечество. Люди уходят от жестокой действительности и от самих себя в виртуальный мир компьютеров и телевизоров, ищут забвения в алкоголе и наркотиках; они бросаются в круговорот демонических представлений и иллюзий, тонут в бездне метафизической тьмы и безумия; кажется, что ад они предпочитают земле, но живут, потому что боятся умереть. Некоторые стараются подавить чувство глухой тоски и играют, как артисты, водевиль счастья; такие лица – с пустыми глазами и приклеенными к лицу улыбками – можно видеть на рекламах и страницах модных журналов. Многие ищут забвения в разврате и извращениях : они упорно роются в грязи, будто хотят найти в ней золотоносную жилу. Почему современные люди несчастны? Потому что грех, с которым они свыклись и сроднились, отнял у них самое драгоценное и незаменимое – чистоту и целомудрие сердца. В чистоте – великая радость и свет, а в грехе – мрак и скорбь. Даже мысленные грехи и страстные мечтания вносят в душу метафизический холод и пустоту. У душевной усталости имеются свои нематериальные бациллы и вирусы, которые живут и размножаются в нравственной грязи, как мухи и черви – в куче мусора и гниющих отбросах. Эту грязь ежедневно поглощает человеческая душа.

 Как стать счастливым? Как стяжать действительное, а не иллюзорное счастье? Как сохранить радость, которая не обманет как ночная тень и не улетит как птица? Для этого надо бороться с грехом, зарождающимся в сердце, как с лютым врагом. Человеческое сердце – великая тайна. 

В сердце суммируется вся жизнь человека и переживания его души. Ничего в жизни не проходит бесследно, все отпечатлевается в памяти сердца невидимыми письменами. Царь Соломон писал: «Всяким хранением храни сердце свое, ибо от него источники жизни». Поэтому надо постоянно очищать сердце от греха покаянием и молитвой, чтобы мертвые воды, текущие из ада, не нашли в нем своего водоема.

 Бог – огонь, который согревает сердце, а диавол холоден, как труп. Сердце, отданное через грехи демону, источает из себя какой-то мертвящий холод и тонкий смрад тления, которые интуитивно чувствуют окружающие люди. Трагедия современных христиан в том, что они забывают о главном в духовной жизни – о хранении сердца, о необходимости ограждать его от мутных потоков греха, которые превращают землю в духовную пустыню и топкое болото страстей.

 Современные христиане, поглощенные заботой о внешнем, забыли о собственном сердце – центре жизни, акрополе души, царской сокровищнице, где должны храниться нетленные богатства – дары благодати. А диавол ни на миг не забывает о человеке: он постоянно стремится овладеть сердцем, обольстить, поработить, сделать его своим престолом. Если рассмотреть помыслы, которые возникают в сердце, то мы увидим в нем не образ Божества, а безобразие греха.

  Проклятие нашего века в том, что мы забыли, что благодать Божия свята и чиста, и не может соединиться с грехом. Поэтому, несмотря на посещения храмов и святых мест, домашние молитвы и чтение духовных книг, наше сердце остается пустым, как продырявленный сосуд, которым черпают воду. Сердце, отданное страстям и грехам, не может стяжать и удержать благодати. Такое сердце похоже на запущенный сад без ограды или на заброшенный дом, без дверей и окон, куда входит каждый, кто только захочет. Страстное сердце сопротивляется словам молитвы, отталкивает их от себя, и молитва теряет жизненность и силу, она становится поверхностной и мертвой. От такой молитвы человек не получает духовного утешения, и поэтому с нетерпением ждет ее конца.

  Истинная молитва невозможна без благодати, а благодать – без чистоты сердца. Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Поэтому человек, не заботящийся о чистоте сердца, не борющийся с грехами и страстями, оказывается духовно слепым, хотя бы обладал мирскими талантами и душевными достоинствами, занимался благотворительностью, говорил красноречивые проповеди, и даже писал бы научные апологии в защиту христианства. Неграмотный простец, сохранивший чистоту сердца, – более мудр, чем теолог, который не победил своих страстей.

  Наше время можно назвать безблагодатным не в том смысле, что Церковь оскудела благодатью, а потому что человеческое сердце, отравленное грехом, теряет способность воспринимать и удерживать благодать. Древние христиане отличались от современных, прежде всего тем, что они находились в благодати, жили и дышали благодатью, явно ощущали ее действия, переживали, как бы осязали благодать сердцем и слышали ее неизреченные безмолвные глаголы. Для них благодать была не только надеждой на будущие блага в Небесном Царстве, но и радостью, которая наполняла их земную жизнь, несмотря на скорби и гонения.

  Благодать делала христиан самыми счастливыми людьми на земле, а христианские общины – островами света в темном море языческого мира. Человек чувствовал реальное присутствие благодати, а ее потерю воспринимал как самое большое несчастье, и переживал как мрак и боль души, как отлучение от Бога – Источника жизни. Поэтому христиане хранили благодать как пламя светильника от дыхания ветра, хранили свое сердце от нечистых помыслов, как глаза – от песчинок и пыли.

  В настоящее время, когда целью и содержанием христианской жизни перестало быть стяжание благодати, ее потеря почти не ощущается. Современные христиане не понимают что они теряют от грехов, не видят что происходит в их сердцах, какие гады гнездятся там; поэтому их жизнь как бы окрашена в серый цвет, наподобие сумерек, их души похожи на небо, затянутое густыми облаками: блеснет на мгновенье в просветах облаков солнечный луч и погаснет снова.

  Без чистоты помыслов душа не может отразить в себе свет благодати. Что нужно сделать, чтобы стяжать и сохранить благодать? Прежде всего, надо очистить душу покаянием и исповедью, как бы соскребать железной щеткой ржавчину, въевшуюся в металл. Надо положить контроль ума и воли над пятью органами чувств, особенно над зрением и слухом. Надо следить, чтобы грех не проникал в душу через чтение страстных книг, пустые беседы, зрелища и картины разврата.

  Надо удаляться от начала греха – соблазнов, как пчелы улетают от дыма, даже избегать тех лиц и мест, которые напоминают о прошлых грехопадениях, тогда, при сокращении внешних греховных впечатлений, внутренние импульсы греха начинают ослабевать, как мелеет река в бездождье. Надо знать и о следующей хитрости демона: иногда он на время отступает от человека и тот начинает воображать, что страсти изгнаны, духовная опасность миновала и считает себя победителем.

  Такое ложное бесстрастие на самом деле – это ловушка демона, чтобы притупить бдительность человека и захватить его врасплох, когда тот не ожидает; особенно часто в эту ловушку попадают гордые и самонадеянные люди, которые без послушания и советов проводят духовную жизнь. Поэтому надо всегда соблюдать осторожность и помнить, что демон не покидает человека, как его тень, и будет бороться с ним до самой его смерти.

  Христос нашел нас на Кресте через муки распятия, а мы должны найти Его в своем сердце через слезы покаяния. Эта встреча с Богом подобна новому рождению. Тогда благодать осияет человека своим незримым светом, выпрямит согбенную грехами душу, даст крылья молитве, откроет в сердце источник живой воды, обновит детскую чистоту, возвратит потерянную радость, как весну души, и человек увидит свое воскресение из мертвых еще при жизни.

 Архимандрит Рафаил (Карелин)